Мысли вслух        22 августа 2018        87         2

Курочка Ряба — это детская сказка или мифологическая быль

Как много есть интересных народных сказок, которые дожили до нашего времени. И как часто мы читаем их своим детям, не всегда задумываясь о том, что порой смысл произведения может крыться между строк.

Сегодня хочу поразмышлять на тему русской-народной сказки «Курочка Ряба».

Сначала обратимся к википедии и посмотрим, что интересного она сможет нам рассказать.

Ку́рочка Ря́ба — сказочный сюжет в восточнославянской фольклорной традиции. В указателе сюжетов фольклорной сказки этот сюжет обозначается как «Разбитое яичко» (раннее: «Курочка ряба сносит яичко, мышка его разбивает»); в Указателе сказочных сюжетов Н. П. Андреева по системе Аарне обозначается как «Курочка снесла золотое яичко» и группируется с сюжетами «Смерть петушка» и «Петушок вышиб глаз курочке». Структура текста сказки — цепь повторов. В «Курочке рябе», как и в группе родственных кумулятивных сюжетов с моделью «оплакивания» («Петушок подавился», «Вошка и блошка») каждый новый персонаж выражает своё сочувствие по поводу случившегося несчастья.

Возникает вопрос про кумулятивность — накопительный эффект, поскольку сказка очень короткая. Откуда он там взялся-то?

Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.
Дед бил — не разбил.
Баба била — не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

Всё настолько просто, что и прицепиться не к чему. Ну разбила мышка яйцо — делов-то. Не воспользуются его содержимым дед и бабка до следующего раза, когда Ряба новое снесет.

Однако не всё так просто. Есть ещё и другой вариант этой сказки:

Жили-были дед да баба,
У них была курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Пестрó, вострó, костянó, мудренó, —
Посадила яичко в осиновое дупёлко,
В кут — под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула,
Яичко приломала.
Об этом яичке дед стал плакать,
Бабка рыдать,
Вереи — хохотать,
Курицы летать,
Ворота скрипеть,
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался,
Верх на избе зашатался…
А курочка ряба им говорит:
Дед не плачь, бабка не рыдай,
Куры не летайте,
Ворота не скрипите, сор под порогом
Не закуривайся,
Тын не рассыпайся,
Верх на избе не шатайся —
Снесу вам еще яичко:
Пестрó, вострó, костянó, мудренó,
Яичко не простое — золотое.

А вот здесь мы уже видим нарастающий эффект беды — сначала мышка яйцо подломила, потом от хохота столбов (вереи) до шаткости верха избы дошло. Здесь уже такая формулировка становится более понятной. Что какой-то маленький пустяк в виде треснутого яйца может вырасти действительно до катастрофы.

А главное, изначально яйцо было простое. А чтобы старики не горевали, курочка пообещала им снести золотое.

Но если прочесть всю информацию о сказке «Курочка Ряба» в википедии, то можно найти вот такую любопытную вещь:

Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового яйца, которое раскалывает мифологический герой. Этот мотив В. Н. Топоров реконструировал по текстам сказочного типа (сюжет 301 — «Три царства: золотое, серебряное и медное») и близким к нему. Предполагалось, что мотив расколотого Мирового Яйца и происхождения из него мира в целом или отдельных его частей (небо, земля, и т. п.) — общий для мифологических представлений многих народов, в том числе славян, прибалтийских финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и т. д.

Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом вышеприведённого мифологического представления.

По Л. Г. Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхний мир — золотое космическое яйцо. Амбивалентный характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца – это создание звёздного неба) и отрицательном, разрушительном.

Честно говоря, о подобном контексте простой коротенькой сказки я никогда не размышляла. Сначала это всё показалось настолько далёким от реальности. Однако…

Я часто слышала и читала о том, что наши предки были очень умны и изобретательны. Когда они не могли дать научное (именно то, что мы сейчас подразумеваем под словом научное) объяснение, они описывали это по-своему в сказках.

И если о сказке «Колобок» говорилось, что описывается лунный цикл, то почему бы и да? Можно и «Курочке Рябе» описывать рождение нашего Мира, быть тем древним приданием, разъясняющим происхождение материков и народов, пусть даже и таким завуалированным способом?

Вообще, чем мне нравятся русские-народные и не только сказки — они не так просты, как кажутся. Везде есть подтекст и скрытый смысл, везде есть поиск истины, пусть даже он не виден невооруженным взглядом. Это не просто чтение ради развлечения, а пища для ума и сердца.

После того, как я прочла высказывание Владимира Николаевича Топорова о «Мировом Яйце» и его мифологическом значении, сразу же захотелось познакомиться с этой работой российского филолога и литературоведа. Я нашла в свободном доступе несколько работ и сохранила себе для дальнейшего изучения. Нежданно, негаданно я открыла для себя нового интересного человека и его труды, которые помогут заглянуть в тайны нашего народа. Позже, после их прочтения, я напишу о своем впечатлении. Возможно, вы тоже захотите с ними ознакомиться. А пока вернусь к Рябушке и второй части цитаты.

Людмила Григорьевна Мощенская предлагает нам взглянуть на яйцо как на часть космического пространства. И эта гипотеза тоже имеет место быть.

Я нашла её труд под названием «У истоков народного слова: семантика и структура сказки “Курочка Ряба». Очень понравились вот эти её строки:

Так в сказке отражается осознание того, что человек и природа должны представлять собой единое целое и в этой общей упорядоченности заключается главное условие для нормального развития всего человечества.

Исходя именно из этих строк я полностью её поддерживаю — человек часть природы и должен быть с нею един, а не отгораживаться от неё бетонными заборами и закатывать в асфальт и брусчатку.

Если рассматривать в контексте сказки, то получается, несмотря на то, что яйцо разбилось, благодаря той же курочке катастрофа не произошла, а сказка закончилась вполне мирно, так как Ряба пообещала снести новое яйцо. Здесь тоже единство сохранилось, о чем и утверждает в своей работе Людмила Григорьевна:

Космический и социальный – порядок в сказке поддерживается выходом из драматической ситуации и «гармонизацией взаимоотношений социальной группы и природного окружения».

Если рассматривать сказку именно как миф, то нужно обязательно подкрепиться знаниями о мифологии наших предков. Без этого будет очень сложно разобраться в хитросплетениях сюжета. А исследования вышеупомянутых В.Н. Топорова и Л.Г. Мощенской дают отличную пищу для размышлений и волшебный пендель для поиска этих самых источников информации.

С годами до нас дошли только те сказки, мифы и легенды, которые успели записать. А сколько ещё информации утеряно! Об этом даже страшно подумать. И так хочется узнать побольше о наших предках — тех, что сочиняли вот такие вот глобальные истории в образе простой на первый взгляд сказки.

Это с виду кажется, что нет ничего проще, чтобы сочинить несколько таких загадочных строк, которые расскажут в «двух» словах о чем-то грандиозном. Некоторым и десятка томов для одного произведения не хватает.

Но довольно о чужих размышлениях. Мне, в принципе, тоже есть что сказать об этой сказке со своей колокольни. Нет, я не профессор, не филолог, но закралась мысль о том, что в этой сказке есть намек на рождение нового мира. Ведь яйцо и правда символ жизни, когда из него вылупляется цыпленок. И как раз ассоциативно сорвавшееся рождение цыпленка, то есть нового мира, могло огорчить в лице бабушки и дедушки население нашей планеты.

Как это аргументировать, я ещё не знаю, кроме уже вышеупомянутого символа жизни. Но есть одно но — ведь дед и бабка яйцо хотели разбить. А значит просто сами не хотели рождение нового мира. Тогда о чем же горевать? Ведь яйцо (читай новый мир) все равно уничтожен. Разве что они сами хотели приложить к этому руку. С неудавшимся поеданием яйца-то всё понятно и это не так глобально.

Но если продолжить мысль о разрушении ещё не родившегося мира, тут я могу покуситься на мысль о том, что наши староверы не хотели принимать славянскую веру. Ведь то, что происходило с нашими народами до крещения покрыто тайной и мраком. И докопаться до сути с высоты прожитых лет становится всё труднее. Гипотез возникает немало, но собирать их приходится по крупицам. И эти крупицы не всегда являются такими, как нам их преподносят. Но это уже другая история.

Что же касается «Курочки Рябы» — это произведение не даёт покоя многим великим и не только умам. Ведь если отбросить мифы и легенды, то данная сказка отлично подойдёт для разгула фантазии и составления своего сюжета на заданную тему. Это отличное упражнение когда-то предложила в качестве разминки Наталья Спехова-Роси. Вышло даже несколько сборников-вариаций сказки про Рябу. Я ещё такое не писала, но начало с этой статьей положено. Авось тоже какую-нибудь легенду сотворю.

А пока хочу поблагодарить вас за внимание!

Автор текста

Газинская Ольга ©

Фотографии взяты с пиксабай — фото 1, фото 2, фото 3.

Обсуждение: 2 комментария
  1. На интересные рассуждения и мысли наводят нас сказки. Действительно, в них заложен глубокий смысл.

    Ответить
    1. И именно поэтому я их люблю! Даже в фэнтези (те же сказки для взрослых) скрывают в себе много интересного. Спасибо, Тоня:)

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«Сказочный ларец» в вк

Instagram Slider
  • 1 месяц ago by olka_recenzent Книгу “Музей живых насекомых” Франсуа Лассерра и Анн де Анжелис издательства “МИФ”  @mifdetstvo  я приобрела в этом году летом в магазине Лабиринт  @labirintru . Дети дошкольного и младшего школьного возраста очень
  • 3 недели ago by olka_recenzent * Когда-то в детстве я могла только лишь мечтать об энциклопедиях в домашней библиотеке. Но всё течёт, и всё меняется. Теперь у нас их не одна и даже не десять:)
  • 1 месяц ago by olka_recenzent Как интересно наблюдать за чужой жизнью. Неважно, каким образом и в каком окружении это происходит. Но порой со стороны открываются невиданные грани. *** Когда встречаешь на улице какую-нибудь диковинную букашку
  • 1 месяц ago by olka_recenzent Начну с того, что я впервые участвую в коллективном чтении, да ещё и вслепую. Никогда раньше не находила на такое увлекательное занятие время. А зря. ~ Благодарю  @hamster_in_winter  за приглашение
  • 3 недели ago by olka_recenzent * В качестве вдохновляющего поста сегодня решила устроить хвасты книгоманьяка:) ~ * Как это обычно бывает, заходишь, чтобы проверить появившиеся книги в отложенных или акционные товары, и понеслась душа в
  • 3 недели ago by olka_recenzent * "Клуб Дюма или тень Ришелье" Артуро Переса Реверте была третья книга, с которой я познакомилась. И она меня невероятно впечатлила! ~ * Поскольку сначала я прочла "Мыс Трафальгар" о
  • 2 недели ago by olka_recenzent * "Тысяча и одна ночь" - можно сказать, легендарная книга, покорившая не одно поколение. Признаюсь, в детстве мне тоже казалась таинственной и загадочной. ~ * Сейчас же вновь её перечитала,
  • 3 недели ago by olka_recenzent * "Писать профессионально. Как побороть прокрастинацию, перфекционизм и творческие кризисы" авторства Хиллари Реттиг, издательства  @mifbooks  - довольно интересная книга, которая развеяла не один мой миф по поводу определений, прозвучавших в
  • 1 неделя ago by olka_recenzent * Осень в самом разгаре. У нас туман и морось, а у кого-то уже выпал снежок. ~ * А мне так захотелось порадовать вас летним снимком! Напомнить о солнечном тепле
Рукодельный колледж

virtualcollege240x400